Экспорт автозапчастей: традиционный рынок голубого океана сталкивается с новыми вызовами

 Экспорт автозапчастей: традиционный рынок голубого океана сталкивается с новыми вызовами 

2025-07-03

Анализ текущей ситуации, тенденций и стратегий экспорта автокомплектующих: глобальный обзор, влияние политики и конкурентная среда

Текущее состояние глобального экспортного рынка

Объём рынка: В 2023 году объём экспорта автокомплектующих из Китая превысил 80 млрд долларов США (рост на 12 % по сравнению с прошлым годом), составив 25 % мирового товарооборота автозапчастей — второе место после Германии (28 %).

Структура ассортимента:

Рост за счёт электрификации: Тяговые батареи (32 % от объёма экспорта), зарядные станции (+45 %), электрические приводы (+28 %);

Дифференциация спроса на традиционные детали: Литые алюминиевые диски, фары (20 %), но свечи зажигания и топливные насосы снизились на 15 %;

Подъём умных компонентов: Лидары (Huawei, RoboSense занимают 40 % мирового экспорта), автомобильные камеры (Sunny Optical >30 % доли).

Ключевые экспортные рынки и конкуренция

США и Европа (45 %):

Политические факторы:

Регламент ЕС по аккумуляторам требует сертификации углеродного следа;

Закон IRA в США ограничивает субсидии на батареи с компонентами из Китая.

Окно возможностей:

Уровень локализации на заводе Tesla в Берлине — лишь 40 %;

Китайские производители силовых систем (CATL, BYD) наращивают долю.

Юго-Восточная и Южная Азия (25 %):

Высокий спрос на комплектующие для ДВС:

В Таиланде и Индонезии более 90 % парка — бензиновые автомобили;

Рост экспорта шин и фильтров — 18 %.

Преимущества трансфера цепочки поставок:

SAIC-CP (Таиланд) выпускает 200 тыс. гибридных систем в год, покрывая регион АСЕАН.

Ближний Восток и Африка (15 %):

Фокус на цене:

Недорогие запчасти (тормозные колодки, щётки стеклоочистителя) составляют 70 %;

Китайская продукция на 30–50 % дешевле аналогов из Европы и США.

Потенциал электромобилей:

В ОАЭ и Саудовской Аравии стремительно растут инвестиции в зарядную инфраструктуру;

BYD экспортирует запчасти для электробусов через местных дилеров.

Политика и торговые барьеры

Технические барьеры:

ЕС требует соответствия компонентов ADAS стандарту UNR157 (автопарковка, удержание полосы);

NHTSA (США) требует маркировки по сопротивлению качению для импортных шин.

Тарифы и антидемпинг:

ЕС обложил китайские литые алюминиевые диски антидемпинговой пошлиной в 22,3 %;

Индия ввела 15 % пошлину на импорт автостёкол для защиты ASAHI India.

Экологические требования:

В Германии требуется доказательство замкнутого цикла утилизации аккумуляторов (влияет на экспорт CATL, Gotion High-Tech);

Франция взимает «экологическую надбавку» на комплектующие с высоким выбросом углерода (стоимость компонентов ДВС выросла на 58 %).

Стратегии конкуренции экспортёров

Технологическое соответствие:

Крупные компании (например, Fuyao Glass) открывают R&D-центры в Европе под местные стандарты;

Huayu Automotive совместно с TÜV Rheinland разрабатывает интеллектуальные компоненты салона по ISO 26262.

Локализация поставок:

CATL строит завод на 100 ГВт·ч в Венгрии (обход углеродного налога ЕС);

Завод Linglong Tire в Сербии уже обеспечивает 60 % локализации в Европе.

Цифровые каналы:

На Alibaba International рост заказов в рамках «Автокомпонентного фестиваля» составил 75 %, при этом 50 % приходится на ЮВА;

BYD сочетает собственную онлайн-площадку и зарубежные склады, сокращая срок доставки в США до 3 дней.

Будущие тренды и риски

Точки роста:

Постгарантийные компоненты для электромобилей:

Прогноз: в 2025 году в США и ЕС будет более 30 млн электромобилей;

Спрос на зарядные станции и инструменты для ремонта батарей резко возрастёт.

Экспорт восстановленных запчастей:

Китайские восстановленные двигатели получили признание ЕС по директиве ELV;

Цена на 40 % ниже новых, прибыльность >25 %.

Риски:

Геополитика:

В январе 2024 года Мексика начала антидотационное расследование против китайских автокомплектующих.

Технологическая изоляция:

Infineon и NXP ограничили поставки автокласса MCU китайским компаниям, что влияет на экспорт умных компонентов.

Колебания валют:

Ослабление иены повысило конкурентоспособность японских компонентов (например, радары Denso дешевле на 10 %).

Рекомендации по стратегии экспорта

Сегментация рынков:

В развитых странах — упор на высокомаржинальные компоненты для электромобилей;

В развивающихся странах — акцент на ремонтные запчасти для ДВС и гибридные системы.

Приоритет соответствия требованиям:

Заранее внедрять оценку углеродного следа (например, LCA), сертификацию на восстановленные компоненты.

Инновационные модели:

Совместно с зарубежными складами (например, Cainiao в Европе) внедрять стратегию «малые партии + быстрая реакция» для преодоления барьеров.

Связка с автопроизводителями:

Интеграция с экспортом автоконцернов (например, поставки подшипников Wanxiang для зарубежных заводов Chery) снижает рыночные риски.

Ключевые данные:

Покрытие тарифных льгот по соглашению RCEP для китайских автокомплектующих — 90 %.

Прогноз роста экспорта в 2024 году — 8–10 %, однако рентабельность может снизиться на 2–3 п. п. из-за давления на издержки.

005
5
Главная
Продукция
О Нас
Контакты

Пожалуйста, оставьте нам сообщение