2025-07-08
В будущем автомобили, работающие на топливе, столкнутся с многочисленными проблемами, но есть также возможности для трансформации.С достижением глобальных целей углеродной нейтральности и ускорением технологических изменений рынок топливных транспортных средств будет постепенно сокращаться, но не исчезнет полностью.Ниже приводится анализ ключевых тенденций:
1.Политическое давление: сроки запрета продаж, вынуждающие к переходу
Глобальные сроки запрета продаж топливных автомобилей: ЕС планирует запретить продажу новых топливных автомобилей в 2035 году (разрешив использование синтетического топлива); Калифорния, Китай, Хайнань и другие регионы установили срок запрета продаж до 2030 года; Япония, Южная Корея и другие регионы сосредоточены на переходе на гибриды.
Ужесточение норм по выбросам углекислого газа: стандарты ЕС по выбросам «Евро-7» (должны быть введены в 2025 году) требуют от топливных автомобилей снижения выбросов на 40 %, а растущие расходы на НИОКР заставляют автомобильные компании сокращать топливные модели.
2.Технологический путь: гибридные и топливные инновации продолжаются
Гибридные технологии становятся главной силой переходного периода: Toyota и Honda ускоряют продвижение гибридных электромобилей (HEV) и гибридных электромобилей Plug-in (PHEV), а глобальные продажи гибридных автомобилей составят 18% к 2023 году (32% в Китае).
Споры о синтетическом топливе (eFuel): Porsche инвестирует в чилийский завод по производству eFuel (массовое производство в 2024 году), но его стоимость достигает 10 долларов за литр; ЕС разрешает продавать автомобили на топливе eFuel после 2035 года, но целесообразность массового производства сомнительна.
Исследование водородных двигателей внутреннего сгорания: Toyota и Hyundai разрабатывают водородные двигатели с почти нулевым уровнем выбросов углерода, но технология хранения водорода и инфраструктура заправки водородом остаются узкими местами.
3.Фрагментация рынка: значительные региональные различия в спросе
Сокращение рынка в развитых странах: доля продаж топливных автомобилей в Европе упадет до 40% в 2023 году (89% в 2019 году); в США доля топливных автомобилей по-прежнему составляет 65% из-за низких цен на нефть и недостаточной инфраструктуры заправок.
Сохраняющийся спрос в развивающихся странах: на Индию, Юго-Восточную Азию и Африку приходится более 90 % топливных автомобилей, которые будут доминировать по крайней мере до 2040 года из-за охвата сетями и покупательной способности.
Сильная инерция в секторе коммерческого транспорта: тяжелые грузовики, строительная техника и т. д. все еще полагаются на дизельные двигатели в краткосрочной перспективе из-за ограничений по плотности энергии аккумуляторов.
4.Реконфигурация промышленной цепочки: традиционные поставщики ускоряют трансформацию
Компании, производящие детали для двигателей внутреннего сгорания, стремятся выжить: Bosch, Denso и другие переходят на детали гибридных систем; Cummins инвестирует в водородные двигатели внутреннего сгорания и топливные элементы.
Рынок запчастей для топливных автомобилей сокращается: доходы китайских магазинов 4S по обслуживанию топливных автомобилей упадут на 12 % в годовом исчислении в 2023 году, а спрос на смазочные материалы, свечи зажигания и другие аксессуары снижается.
Подъем «экономики чувств»: рынок коллекционирования классических топливных автомобилей растет, а модели Ferrari с двигателем V12 приносят рекордные аукционные цены.
5.Сценарии будущего
К 2030 году: на долю топливных автомобилей (включая гибриды) по-прежнему приходится более 50 % мировых продаж, однако на рынке дорогих автомобилей все большее распространение получают чисто электрические модели.
К 2040 году: Топливные автомобили будут использоваться только в коммерческих автомобилях, автомобилях специального назначения и в некоторых развивающихся странах, и на них может приходиться менее 20 % мировых продаж.
После 2050 года: Топливные автомобили могут существовать только в нишевых сегментах, таких как гонки и коллекционирование, а их выживание будет определяться синтетическим топливом и водородными технологиями.
Итог: постепенный спад и структурные возможности
Вызовы: рост стоимости выбросов углекислого газа, изменение потребительского восприятия в сторону электрификации, сокращение инвестиций в инфраструктуру.
Возможности: краткосрочные дивиденды от гибридных технологий, прорывы в технологии синтетического топлива, спрос на модернизацию топливных автомобилей на развивающихся рынках (например, переход Индии от стандартов выбросов BS4 к BS6).
Стратегии автомобильных компаний: Volkswagen и Mercedes-Benz объявили о прекращении исследований платформ, работающих только на топливе; Toyota настаивает на «многовекторной стратегии»; китайские автомобильные компании переходят на электрификацию.
Топливные автомобили не «внезапно умрут», но должны найти возможности для выживания с помощью технологических инноваций и политических игр. Следующие десять лет станут критическим периодом для их перехода от мейнстрима к нишевым рынкам.